Франшиза. Очевидные минусы

Волнует меня жизнь HoReCa.

Во всех ее проявлениях.

Пока наша динамика еще низкая, у меня есть возможность наблюдать, как устроены другие.

Пошла моя доча работать бариста в сеть мини-кофеен, купленную по франшизе.

Вход на должность свободный, любой желающий может попасть. Учат всему внутри.

И это плюс.

Неделя бесплатной стажировки и ты — самостоятельный работник на точке. Учат — из уст в уши. Пока дитя училась, все было понятно и легко. Бариста, которому стажера навязали, показывает, что сам умеет и отвечает на вопросы. Если они есть.

У обучаемой вопросов не было. 

Как только вышла в самостоятельное плавание, так и впала в отчаяние от того, что ни фига не знает. Вылезли все минусы такого обучения.

 Как открывать смену, как кофе-машину прогревать/настраивать, как скидки пробивать, как акционные предложения через кассу проводить, как нал/безнал делить, как заявку на следующую смену делать — ничего не знает. Рыдала моя доча. Вся в мать — гиперответственная.

Я, ясен месяц, успокоила ее. Объяснила, что рисков за ее косяки значительно больше у собственников, чем у нее. Она-то что, уйдет завтра и не вспомнит о них. А они, с таким подходом, могут и оборудования лишиться и выручку потерять. Никаких договоров с ней не подписывали)))

Я посоветовала ей обратиться к руководителю и порекомендовать им сделать нормальный обучающий контент. Компания собралась масштабироваться и к пяти существующим точкам открыть в этом квартале еще четыре. И, если хотят быстрого результата, то нужно делать правильную программу обучения и введения в должность стажера. Он ей ответил, что такой контент у них есть, но они им не пользуются.

То есть для них из уст в уши — удобнее и понятнее. 

Кому удобнее и кому понятнее — не ответил.

Конечно, полевой опыт полезная штука, мы сами такой используем. Но только после того, как стажер сдал аттестацию, получил допуск к смене и все это онлайн. 

Здесь участие людей совсем неуместно. Я не хочу зависеть от настроения принимающего экзамен сотрудника и получать еще один локоть искажения информации. Минимум человеческого участия. Да и программа обучения у нас сильная и гибкая. Любой новый косяк в системе тут же отражается изменением блока обучения в триггерной точке, которая вызвала проблему. А вот бесконтрольный полевой опыт — это риск финансовых потерь. Проходили мы это…

Ну и еще один серьезный минус. Купленные стандарты пошли по известному месту. Так очень часто бывает. Новоявленный предприниматель, купив франшизу, даже с качественными стандартами, считает себя бОльшим экспертом, чем те, кто ему эту франшизу продал и забивает на обучающие материалы и стандарты. Начинает изобретать велосипед. 

И получает, в итоге, неуправляемую модель и убытки. Теряет интерес к купленному бренду.

Мне очевидно, что у продавца не хватило контроля на этапе внедрения франшизы в работу. А может ему это и не нужно было. 

Поэтому даже такая модель бизнеса, как франшиза, в руках самоуверенных начинающих становится не рабочей.

Мы давно отказались от такой модели. Она в наших реалиях утопична.

Есть, конечно, удачные примеры, но там система управления франшизой иная. Жесткая. Да и вход стоит в разы дороже, чем киоск с кофе на вынос.

 

Как думаете, смогут масштабироваться данные бизнесмены? Какие ошибки вы замечаете во франшизных моделях?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх