Франшиза. Очевидные минусы

Волнует меня жизнь HoReCa.

Во всех ее проявлениях.

Пока наша динамика еще низкая, у меня есть возможность наблюдать, как устроены другие.

Пошла моя доча работать бариста в сеть мини-кофеен, купленную по франшизе.

Вход на должность свободный, любой желающий может попасть. Учат всему внутри.

И это плюс.

Неделя бесплатной стажировки и ты — самостоятельный работник на точке. Учат — из уст в уши. Пока дитя училась, все было понятно и легко. Бариста, которому стажера навязали, показывает, что сам умеет и отвечает на вопросы. Если они есть.

У обучаемой вопросов не было. 

Как только вышла в самостоятельное плавание, так и впала в отчаяние от того, что ни фига не знает. Вылезли все минусы такого обучения.

 Как открывать смену, как кофе-машину прогревать/настраивать, как скидки пробивать, как акционные предложения через кассу проводить, как нал/безнал делить, как заявку на следующую смену делать — ничего не знает. Рыдала моя доча. Вся в мать — гиперответственная.

Я, ясен месяц, успокоила ее. Объяснила, что рисков за ее косяки значительно больше у собственников, чем у нее. Она-то что, уйдет завтра и не вспомнит о них. А они, с таким подходом, могут и оборудования лишиться и выручку потерять. Никаких договоров с ней не подписывали)))

Я посоветовала ей обратиться к руководителю и порекомендовать им сделать нормальный обучающий контент. Компания собралась масштабироваться и к пяти существующим точкам открыть в этом квартале еще четыре. И, если хотят быстрого результата, то нужно делать правильную программу обучения и введения в должность стажера. Он ей ответил, что такой контент у них есть, но они им не пользуются.

То есть для них из уст в уши — удобнее и понятнее. 

Кому удобнее и кому понятнее — не ответил.

Конечно, полевой опыт полезная штука, мы сами такой используем. Но только после того, как стажер сдал аттестацию, получил допуск к смене и все это онлайн. 

Здесь участие людей совсем неуместно. Я не хочу зависеть от настроения принимающего экзамен сотрудника и получать еще один локоть искажения информации. Минимум человеческого участия. Да и программа обучения у нас сильная и гибкая. Любой новый косяк в системе тут же отражается изменением блока обучения в триггерной точке, которая вызвала проблему. А вот бесконтрольный полевой опыт — это риск финансовых потерь. Проходили мы это…

Ну и еще один серьезный минус. Купленные стандарты пошли по известному месту. Так очень часто бывает. Новоявленный предприниматель, купив франшизу, даже с качественными стандартами, считает себя бОльшим экспертом, чем те, кто ему эту франшизу продал и забивает на обучающие материалы и стандарты. Начинает изобретать велосипед. 

И получает, в итоге, неуправляемую модель и убытки. Теряет интерес к купленному бренду.

Мне очевидно, что у продавца не хватило контроля на этапе внедрения франшизы в работу. А может ему это и не нужно было. 

Поэтому даже такая модель бизнеса, как франшиза, в руках самоуверенных начинающих становится не рабочей.

Мы давно отказались от такой модели. Она в наших реалиях утопична.

Есть, конечно, удачные примеры, но там система управления франшизой иная. Жесткая. Да и вход стоит в разы дороже, чем киоск с кофе на вынос.

 

Как думаете, смогут масштабироваться данные бизнесмены? Какие ошибки вы замечаете во франшизных моделях?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх