Личное и профессиональное

Я продолжаю исследовать гипотезу, можно ли совмещать в работе личное и профессиональное, можно ли дружить и строить личные отношения сотрудникам, работающим в одной компании.

Я всегда придерживаюсь принципа – мы не семья. Поэтому в компании есть правило: “У нас нет отношений между сотрудниками”.

Это правило иногда нарушается, чаще всего в удаленных подразделениях. Потому что контролировать взаимоотношения между сотрудниками очень сложно. Но, если вскрывается, что руководитель начал с подчиненными личные отношения, я их жестко пресекаю, вплоть до увольнения. Прощаюсь с тем, кто менее ценен для компании –– руководителем, либо сотрудником, который вступил с ним в отношения.

Почему принимаю такие кардинальные решения. Для бизнеса деструктивны любые отношения кроме профессиональных. Потому что сотрудник, который “дружит” с начальником, перестает быть управляемым. Если вы руководитель, личных отношений не должно быть ни в коем случае – интимных, дружеских, любых.

Одному из сотрудников я задала вопрос о дружбе на работе – между подчиненными или между подчиненным и руководителем. Он мне ответил так: “Если я с ним пил вчера, то сегодня я для него Вася, а не Василий Иванович. Вряд ли он будет меня слушаться. А на мои требования я получу в ответ: ” Да, плюнь, какие задачи, мы же вчера с тобой так весело провели время.” И на практике это действительно так.

Как только руководитель вступает в дружеские взаимоотношения с сотрудниками или позволяет себе лишнего на корпоративе, он тут же теряет свою репутацию в глазах подчиненных. Они начинают думать, что наш руководитель такой же как и мы, соответственно, мы можем вести себя так же, как и он. Сотрудники видят себе равного или, что еще хуже, ниже себя по личностному или профессиональному статусу человека, и перехватывают управление. Хотят помочь поуправлять или выстроить собственную карьеру на его профессиональной могиле. Это ключевая ошибка, которую допускает руководитель.

У меня лично был подобный случай. Мы дружили семьями с моим сотрудником. Это была руководитель большого подразделения. По прошествии 4 лет мне пришлось с ней расстаться, потому что она не смогла разделять личное и профессиональное. Если для меня это было легко, и я поступала с ней также, как с любым другим функциональным руководителем, то для нее это было очень болезненно. Любую мою критику она воспринимала как личное оскорбление, впадала в деструктивное состояние и переставала выполнять свои функциональные обязанности. Это отражалось на бизнесе, и после серии разговоров мне пришлось ее уволить. 

В моем опыте был еще один такой пример. На заре своей карьеры я взяла подругу на позицию офис-менеджера. И это тоже была ошибка. Она позиционировала себя лицом, “приближенным к императору”, вела себя некорректно по отношению к  коллегам. Позволяла себе лишнего, говорила о том, что она моя подруга и т.д. Однажды я назначила онлайн-встречу одному из своих руководителей. Он включает камеру, и я вижу человека в пижаме. Задаю вопрос, почему он пришел в пижаме на деловую встречу. Получаю ответ: “У меня сегодня выходной. Секретарь мне сказала, что я могу поговорить с вами и в домашней одежде”. После этого я уволила свою подругу, а руководителя вернула в реальность простым вопросом: “А кто ваш руководитель? Я? Я не давала вам такого разрешения”.

Приведу еще один пример неуправляемости.

В нашей компании было подряд несколько стартов. Но подрядчики были в дефиците. И один из функциональных руководителей привел фирму, руководителя которой знал лично. Подрядчик работал очень плохо – не выполнял условия договора, качество работы было отвратительным и он срывал сроки. Естественно, мы завершили в одностороннем порядке с ним все отношения. Наш юрист пришла ко мне с вопросом: ”Как быть? На самом деле собирать документы и подавать в суд? Это же знакомые нашего функционального руководителя”. И я понимаю, что даже у моего подчиненного связаны руки, потому что она считает, что уже должна что-то функциональному руководителю, который привел своих друзей в компанию. И она не знает, как поступить. Мой ответ был однозначным: “Нет никакой разницы, кто привел этого подрядчика. Он навредил компании, принес убытки, отнял у компании очень много ресурса. Мы будем судиться, не взирая на то, чей он друг, потому что он нарушил свои договорные обязательства, и не мы ему должны, а он нам”. 

Почему еще важно быть не связанными дружескими отношениями. Если вы приводите в компанию человека, а он приносит вред, порой не умышленно, а потому что хотел “как лучше”, вы окажетесь перед выбором. Остаться в бизнесе и потерять друга, или лишиться работы, но сохранить дружбу. Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно сразу себя верно позиционировать – у меня нет дружеских отношений на работе. Теперь я придерживаюсь правила — не приводить в компанию своих друзей, хотя они иногда обижаются, и не иметь дружеских отношений с сотрудниками. Это для меня Закон.

Еще в качестве примера хочу привести следующий случай. Начинающий руководитель стремится принимать популярные решения. Ему важно нравиться сотрудникам и быть не похожим на предыдущего руководителя. И он начинает заигрывать с подчиненными, выстраивая иные отношения,  нежели профессиональные. Это еще одна из больших ошибок для бизнеса, потому что такое позиционирование руководителя абсолютно неверное. Руководитель – это лидер, порой очень жесткий и непреклонный, который преследует одну цель – выгоду для предприятия. Он может выстроить очень добрые отношения, но все должны понимать, что люди для руководителя в компании – это ресурс, как бы цинично это не звучало. Закон простой: если вы хотите и дальше быть в команде, значит вы играете по моим правилам и работаете так, как я вам говорю. Если вас что-то перестает устраивать, значит у нас заканчиваются профессиональные отношения. И, если помимо профессиональных, вас связывают еще и дружеские отношения, вам очень сложно будет разорвать этот порочный круг.

Но еще более интересны отношения Клиент – Заказчик. Здесь тоже нужно четко соблюдать дистанцию. Ни в коем случае не заводите дружбу среди ваших клиентов или заказчиков. Вам в любом случае придется выбирать – либо профессиональное, либо личное. 

Банальные примеры, которые показывают, как происходит разделение власти и перехват управления. Чтобы коллектив и бизнес-структура работали четко и безупречно, власть нужно держать в своих руках. Управлять людьми можно только в том случае, если у вас нет дружеских отношений.

Нужно помнить, что у нас общее дело. Мы зарабатываем деньги, и это очень далеко от дружбы. В работе мы используем ум и холодный расчет на несколько шагов вперед. В дружбе, если она настоящая,  этого нет. Поэтому важно разделять личное и профессиональное. Сотрудникам нужно четко это декларировать, и самому вести себя безупречно. 

Если вы топ-менеджер, то ваши подчиненные могут быть безумно интересными, прогрессивными, интеллектуальными, высокопрофессиональными людьми. Естественно, с ними  хочется общаться и быть рядом. Но нужно разграничивать добрые отношения и дружбу. То есть, вы можете делиться со своими сотрудниками интересной информацией, или слушать их, но они должны четко понимать, что вы – их руководитель. А руководитель – это лицо недоступное и немного закрытое. Эта высокая ступень. Она интересна, недостижима, многих это вдохновляет строить карьеру и быть похожими на вас. Если вы опускаетесь на один уровень с ними, вряд ли кто-то будет тянуться к вам и становиться таким же прогрессивным и развитым. Вы будете для них обычным человеком, и они будут считать себя равными вам. 

Дружеские отношения – это эмоции. Профессиональные –  уровень интеллекта. Даже в теле человека это разные уровни. Голова выше, чем сердце. Сердце мы отдаем своим близким, друзьям, мы можем с ними быть слабыми и лиричными. На работе мы расчетливые, профессиональные, размышляем и вырабатываем сильные решения, которые порой очень непопулярны у сотрудников. Вот это и отличает руководителя – лидера коллектива. Сильный и уверенный лидер вызывает восхищение, и за ним идут люди, как любая стая всегда пойдет за своим сильным и умным вожаком.

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх