В тот момент, когда я подписала контракт со своим заказчиком, он предполагал, что развитие его бизнеса остановилось. Были цели и запланированная доходность. Но планы очень сильно расходились с реальностью. Помимо того, что показатели отклонялись от нормы и ожиданий, включились и другие индикаторы неуправляемости бизнеса. В такие моменты и приходит понимание, что ты рискуешь потерять свое Дело. Если изначально в голове была идеальная картина мира, то по факту ты имеешь неадекватные процессы, и не понимаешь, что с этим делать. Собственник или топ-менеджер компании не видит дальнейших путей развития и кажется, что то, что есть сейчас – это потолок.
Как можно выйти из этой ситуации.
Первый шаг.
Необходимо мониторить рынок и разбираться в деталях, что происходит в твоей индустрии. Если происходит то же самое, не нужно думать, что все, это конец, у всех все плохо.
Нужно мониторить дальше. Теперь уже смежные сегменты рынка и смотреть, что происходит там. Если и там подобная ситуация, нужно исследовать совсем другие рынки.
Если хотя бы где-то на рынке происходит взлет, и есть растущая динамика, значит там можно поискать решение. Можно проводить маркетинговые встречи с представителями растущих рынков. Выяснять, что они делают, как они работают в своем бизнесе, какие технологии интегрируют, что у них происходит. Это снимет интуитивный ужас от всего происходящего в собственной компании, и придет понимание, что на самом деле не все так страшно, и есть выход из этой ситуации.
Второй шаг.
Оцените квалификацию людей, которые сейчас находятся в управлении вашим бизнесом. Промониторив рынок, можно четко понять, какие люди там, и какой у них уровень квалификации. Сравните квалификацию людей, работающих в успешных компаниях, с квалификацией своих сотрудников. Перетрясите свои активы в человеческом капитале, посмотрите внимательнее на людей, которые стоят у руля. Вы поймете, что, возможно, в вашей компании процветает внутренний саботаж любых новых решений, и существующим сотрудникам удобно создавать имитацию бурной деятельности вместо реальной работы на высокий результат, поэтому предприятие не развивается.
Вы заряжены новыми идеями. А ваши сотрудники делают все, чтобы не подхватывать ветер перемен, и не идти с вами по этому пути. Если это так, то необходимо принимать кардинальные кадровые решения. Найдите более квалифицированных специалистов, даже пусть из смежных либо совершенно других рынков. Это задаст тонус компании.
Третий шаг.
Ищите новые направления – ко-бренды, новые продуктовые линейки. Например, вы создаете определенный продукт. Этот же самый продукт, но в другой обертке, можно запустить параллельно с существующим продуктом. На разработку нового продукта подберите других, более квалифицированных сотрудников, и сделайте их проектной группой. Таким образом вы протестируете, где пробел и проблема в бизнесе. Увидите, например, что ваш операционный бизнес дает определенный результат, а проектная группа, выдавая абсолютно такой же продукт, но под другим соусом, делает прорыв в показателях. Вы поймете, что в действительности вас тормозят сотрудники, которые работают с операционным продуктом. Если у вас в компании стагнация, ни в коем случае не создавайте проектную группу из внутренних сотрудников, только из внешних. Ставьте им задачу и смотрите, как они ее реализуют. Тогда, сравнив два продукта, вы увидите, в чем проблема.
Еще один способ. Если компания остановилась и сложно найти нужных специалистов, можно использовать интерим-менеджера. Этот сотрудник – варяг. Он спокойно проведет мониторинг компании, продиагностирует и найдет проблемные места, выстроит программу, и вместе с вами рука об руку интегрирует ее в бизнес. Тогда вы сможете перезапустить механизмы предприятия.
Очень важно постоянно шевелить компанию и проводить реструктуризацию. Не должно быть так, что вы создали какую-то систему или структуру в компании и успокоились. Еще хуже, если вы строили эту модель по рекомендации какого-то консультанта или внешнего человека. Вам рассказали красивую историю о стабильной структуре на века и системе оплаты труда на долгие годы. Это глобальная ошибка. Любой компании необходимы перемены. Структура компании, система оплаты и все механизмы работы должны быть заточены под ваше видение и ваши желания. Нет единой унифицированной модели для любого предприятия. Все очень индивидуально.
Постоянно ищите идеальный вариант для вас на текущий момент. Не прекращайте поиск перемен, новых веяний, каких-то крутых фишек, трендов и интересных моделей управления бизнесом. Обязательно проводите пилотные проекты. Берите то, что понравилось, и тестируйте на маленьком участке бизнеса. Смотрите, к чему привело это нововведение. Имейте терпение, потому что любое изменение требует времени. Дождитесь результата. Таким образом нужно тестировать, в том числе, и ошибки. А еще лучше, если вы что-то придумали, интегрировали и получили позитивный результат. Тогда вы прописываете механику, документально закрепляете результат и масштабируете его на основные участки бизнеса.