Саботаж. Причины и последствия

Поговорки о том, что бизнес не имеет человеческого лица, а в глазах руководителя только доллары, – правда. Но здесь нужно пояснить, что значит не имеет человеческого лица. Любой бизнес создается для того, чтобы зарабатывать деньги. Это механизм. Машина. В эту машину встраивается ресурс в виде людей. И как бы их не любили, как бы не плясали вокруг них с бубнами, создавая корпоративную систему лояльности, шикарные рабочие места, как бы не соревновались с другими предприятиями за кадры, суть от этого не меняется. Сотрудники – это ресурс, который, если вы правильно построили работу, должен на выходе давать качественный измеримый результат. 

Если сотрудники работают, а результата нет, или он отличается от того, что нужно вам, причина может крыться  в саботаже.

Саботаж – это игнорирование сотрудниками распоряжений руководства, и, как следствие, отвлечение ресурса на междоусобицу, внутренние конфликты, решение проблем, которые никак не связаны с увеличением доходности предприятия. То есть это прямое или скрытое вредительство, которое мешает развитию компании, и сжирает большое количество управленческого, творческого и финансового потенциала.

На мой взгляд, в любом бизнесе, где работают люди, присутствует риск саботажа. Он возникнет, когда вы будете интегрировать изменения. Любые, даже самые минимальные. Потому что любое изменение – это движение из зоны комфорта, сотрудникам приходится работать активней и серьезней. 

Человек устроен так, что любые перемены, даже такие банальные, как утром поднять себя с кровати, – вызывают мощное сопротивление. Небольшой экскурс в причины такого самосаботажа. За противодействие всему новому у человека отвечает рептильный мозг – отдел, ответственный за примитивные инстинкты и поведение. Любые изменения воспринимаются как опасные, телу дается сигнал затаиться в надежном месте и никуда не высовываться. Восприятие нового, развитие, поисковая активность связаны с другим отделом мозга – неокортексом. Зная строение мозга, можно натренировать себя выключать доминанту рептильного мозга, оставить в приоритете сигналы неокортекса и развиваться. Разбираясь в тонкостях мозговой деятельности, вы сможете управлять поведением сотрудников. Но для этого масштаб личности управленца должен быть таким, чтобы он был способен справляться с ежедневным сопротивлением работников и своей собственной ленью. 

Возвращаясь к саботажу, как его распознать? Главный признак – падение показателей: выручка, доходность. Как только вы начали терять деньги, ищите корни проблемы внутри коллектива. Чаще всего это перехват управления из-за отсутствия авторитета у руководителя, либо махровый сговор в коллективе. Ловите сразу этот индикатор, выезжайте с аудитом лично, разговаривайте с персоналом и смотрите, что там начинается. Самая большая опасность – полный рестарт подразделения, а это огромные затраты. 

Мне приходилось ликвидировать филиалы из-за убытков. Убытки возникли из-за слабых управленцев, играющих в демократию с сотрудниками-акулами. Это важный момент. Если вас назначили руководить сложившимся коллективом, выявляйте и боритесь с саботажем сразу. Не ждите, что люди вас примут и полюбят. Это иллюзия!  Вы взялись за новый проект, у вас высокая мотивация на результат, вера в то, что вы со всем справитесь, сделаете все хорошо, наведете порядок. Но, если вовлечетесь в перевоспитание сотрудников-саботажников, весь свой потенциал растратите вхолостую. Вы будете поливать мертвый пень. Он никогда не зацветет. Если хотите быть “хорошим” для сотрудников, особенно, в кризисном предприятии, вы рискуете тем, что вас в скором времени уволят. Потому что такие коллективы “сжирают” слабаков. Популярные решения и “добрый” царь стимулируют появление неформального лидера, который способен управлять людьми. Но чаще всего его интересы идут вразрез с интересами предприятия. Если же ваша цель быть эффективным для заказчика или собственника – вы будете принимать непопулярные решения: заставлять сотрудников работать и сразу же поставите  высокую планку в дисциплине. 

Моя прямая обязанность перед заказчиком – увеличивать доходность в бизнесе экологичными способами. Я должна организовать работу таким образом, чтобы все показатели были в динамике. И,  если где-то назревает революция, или потуги на нее, моя задача, быстро их ликвидировать.

Собственнику тоже нужно четко понимать свой объем ответственности в бизнесе. При возникновении кризиса или падении продаж любой наемный сотрудник, как бы он не был лоялен и квалифицирован,  просто умоет руки. И весь ущерб ляжет на плечи владельца бизнеса. Его мотивация – иметь стабильный доход, развивающееся предприятие. Поэтому именно его задача – выстроить прозрачную систему анализа результативности бизнеса, чтобы каждый день можно было видеть любые отклонения от нормы, которую он сам и задает. Благодаря такой системе собственник сможет не только уловить первые признаки саботажа, но и покажет менеджменту компании, что он держит руку на пульсе и контролирует ситуацию. 

Если такой системы пока нет, выявить очаг сопротивления и удалить его будет сложно.  В таких ситуациях может быть полезен интерим-менеджер. Человек, который приходит на предприятие извне. Он – варяг – никому ничего не должен, кроме качественного результата своему Заказчику. Квалифицированный интерим может спокойно вскрывать проблемные места и устранять триггеры неудачи, которые чреваты ликвидацией бизнеса.

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх