Саботаж. Причины и последствия

Поговорки о том, что бизнес не имеет человеческого лица, а в глазах руководителя только доллары, – правда. Но здесь нужно пояснить, что значит не имеет человеческого лица. Любой бизнес создается для того, чтобы зарабатывать деньги. Это механизм. Машина. В эту машину встраивается ресурс в виде людей. И как бы их не любили, как бы не плясали вокруг них с бубнами, создавая корпоративную систему лояльности, шикарные рабочие места, как бы не соревновались с другими предприятиями за кадры, суть от этого не меняется. Сотрудники – это ресурс, который, если вы правильно построили работу, должен на выходе давать качественный измеримый результат. 

Если сотрудники работают, а результата нет, или он отличается от того, что нужно вам, причина может крыться  в саботаже.

Саботаж – это игнорирование сотрудниками распоряжений руководства, и, как следствие, отвлечение ресурса на междоусобицу, внутренние конфликты, решение проблем, которые никак не связаны с увеличением доходности предприятия. То есть это прямое или скрытое вредительство, которое мешает развитию компании, и сжирает большое количество управленческого, творческого и финансового потенциала.

На мой взгляд, в любом бизнесе, где работают люди, присутствует риск саботажа. Он возникнет, когда вы будете интегрировать изменения. Любые, даже самые минимальные. Потому что любое изменение – это движение из зоны комфорта, сотрудникам приходится работать активней и серьезней. 

Человек устроен так, что любые перемены, даже такие банальные, как утром поднять себя с кровати, – вызывают мощное сопротивление. Небольшой экскурс в причины такого самосаботажа. За противодействие всему новому у человека отвечает рептильный мозг – отдел, ответственный за примитивные инстинкты и поведение. Любые изменения воспринимаются как опасные, телу дается сигнал затаиться в надежном месте и никуда не высовываться. Восприятие нового, развитие, поисковая активность связаны с другим отделом мозга – неокортексом. Зная строение мозга, можно натренировать себя выключать доминанту рептильного мозга, оставить в приоритете сигналы неокортекса и развиваться. Разбираясь в тонкостях мозговой деятельности, вы сможете управлять поведением сотрудников. Но для этого масштаб личности управленца должен быть таким, чтобы он был способен справляться с ежедневным сопротивлением работников и своей собственной ленью. 

Возвращаясь к саботажу, как его распознать? Главный признак – падение показателей: выручка, доходность. Как только вы начали терять деньги, ищите корни проблемы внутри коллектива. Чаще всего это перехват управления из-за отсутствия авторитета у руководителя, либо махровый сговор в коллективе. Ловите сразу этот индикатор, выезжайте с аудитом лично, разговаривайте с персоналом и смотрите, что там начинается. Самая большая опасность – полный рестарт подразделения, а это огромные затраты. 

Мне приходилось ликвидировать филиалы из-за убытков. Убытки возникли из-за слабых управленцев, играющих в демократию с сотрудниками-акулами. Это важный момент. Если вас назначили руководить сложившимся коллективом, выявляйте и боритесь с саботажем сразу. Не ждите, что люди вас примут и полюбят. Это иллюзия!  Вы взялись за новый проект, у вас высокая мотивация на результат, вера в то, что вы со всем справитесь, сделаете все хорошо, наведете порядок. Но, если вовлечетесь в перевоспитание сотрудников-саботажников, весь свой потенциал растратите вхолостую. Вы будете поливать мертвый пень. Он никогда не зацветет. Если хотите быть “хорошим” для сотрудников, особенно, в кризисном предприятии, вы рискуете тем, что вас в скором времени уволят. Потому что такие коллективы “сжирают” слабаков. Популярные решения и “добрый” царь стимулируют появление неформального лидера, который способен управлять людьми. Но чаще всего его интересы идут вразрез с интересами предприятия. Если же ваша цель быть эффективным для заказчика или собственника – вы будете принимать непопулярные решения: заставлять сотрудников работать и сразу же поставите  высокую планку в дисциплине. 

Моя прямая обязанность перед заказчиком – увеличивать доходность в бизнесе экологичными способами. Я должна организовать работу таким образом, чтобы все показатели были в динамике. И,  если где-то назревает революция, или потуги на нее, моя задача, быстро их ликвидировать.

Собственнику тоже нужно четко понимать свой объем ответственности в бизнесе. При возникновении кризиса или падении продаж любой наемный сотрудник, как бы он не был лоялен и квалифицирован,  просто умоет руки. И весь ущерб ляжет на плечи владельца бизнеса. Его мотивация – иметь стабильный доход, развивающееся предприятие. Поэтому именно его задача – выстроить прозрачную систему анализа результативности бизнеса, чтобы каждый день можно было видеть любые отклонения от нормы, которую он сам и задает. Благодаря такой системе собственник сможет не только уловить первые признаки саботажа, но и покажет менеджменту компании, что он держит руку на пульсе и контролирует ситуацию. 

Если такой системы пока нет, выявить очаг сопротивления и удалить его будет сложно.  В таких ситуациях может быть полезен интерим-менеджер. Человек, который приходит на предприятие извне. Он – варяг – никому ничего не должен, кроме качественного результата своему Заказчику. Квалифицированный интерим может спокойно вскрывать проблемные места и устранять триггеры неудачи, которые чреваты ликвидацией бизнеса.

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх